Ангкор Том

Город-крепость Ангкор Том, протяжённостью примерно десять километров, возведён Джаяварманом VII (годы царствия 1181-1215/1220 гг.), получившим трон после захвата тямами в 1177 году столицы кхмерского государства Яшодхарапуры. Разбив захватчиков, Джаяварман VII взошёл на трон и выстроил укреплённую столицу, готовую дать отпор при необходимости.

карта Ангкор Тома

В лучшие времена Ангкор Тома («великая столица, великий город») население составляло около миллиона человек. Ангкор Том окружили надёжной стеной из латерита, опоясанной глубоким рвом. А с обратной стороны к стене примыкал насыпной вал с парапетом. В углах расположились четыре небольших храма, получивших название Прасат Крунг – они сохраняли стелы, содержащие подробное описание градостроения. Дополнительную защиту создавал канал, кишащий крокодилами, который находился в 90 метрах от укреплённой стены. Параллельно ему пролегла дорога для передвижения армии короля, ритуальных и парадных шествий.

За стенами города были выстроены важнейшие объекты, такие как Байон, к которому сходились все дороги, Бапхуон, Дворец короля, Пимеанакас, Слоновья терраса, Терраса прокаженного короля. Рекомендуем обратить на них внимание.

Подойти к Ангкор Тому незамеченным было невозможно, так как передвигаться возможно было лишь по дамбам, проходящим через ров к 5 воротам - четырем по сторонам света и триумфальным «Воротам Победы», расположенным на восточной стороне.

"Ворота Победы" были выстроены напротив королевского дворца и имели особый смысл. Через них, уходили на войну веря, что это принесёт победу. Если армия возвращалась с победой, она шла снова через эти ворота. А если с поражением, то через другие, вероятно, через восточные, через которые также проходили похоронные процессии.

Город разбивался на пады (кварталы) в согласии с индуистским положением планировки города, так, чтобы улицы пересекались под прямым углом, а строения располагались в определённом порядке. Для водообеспечения была выстроена Джаятатака - «барай Победы» и сложная система каналов. Все ворота украшают четыре лица бодхисатвы Авалокитешвары, отождествляющие, вероятно, Джаявармана VII. Лики бога сострадания с чертами правителя, пристально смотрят во все стороны света, следя за безопасностью страны. Ангкор Том уповал на надёжность не только крепостных стен, но и сакральную магическую атрибутику, используемую при строительстве. В те времена кхмеры всё ещё пологались на индуистскую космографию. Центром Ангкор Тома стал Байон — храм-гора, символ горы Меру. Также уделилось внимание и буддийской космографии, именно в связи с этим город окружили каменной стеной, за которой находилось великое космическое море, которое символизировали ограда и ров.

Столица Джаявармана VII содержит немало символики, соотносимой с мифом о «пахтании Океана молока». На въезде во все ворота Ангкор Тома слева были установлены 54 девата (бога), справа — 54 асура (демона), и город таким образом получил покровительство магического числа сто восемь. Асуры, были призваны отгонять неприятелей и беды. Боги и демоны держат нага с несколькими головами - символ радуги, знак расположения небес обеспечивающих землю спасительным дождём. Усилия асуров и деватов, перетягивающих змея на себя, поддерживают благополучие столицы, опекаемой древними богами света и тьмы, значимыми в равной мере, являя диаметральные противоположности. Некоторые учёные считают, что скульптуры Ангкор Тома представляют собой слуг Индры, празднующих победу над демонами, а город Джаявармана VII символизирует рай Индры. Также покой столицы защищают головы бодхисатвы Авалокитешвары. Эти лица обращены во все стороны. Все призвано укреплять защитную символику города наконец-то понятную простому люду, который прежде не имел доступа во внутренние, самые священные территории храмов и почти ничего не ведал об эзотерической составной индийских мифов.

Южные ворота Ангкор Тома более популярны, потому что они целиком отреставрированы и скульптуры (как правило, копии) стоят там, где стояли при строительстве. Но эти ворота выходят на главную дорогу, соединяющую Ангкор Том и Ангкор Ват, из-за этого здесь постоянно большое скопление туристов и транспорта. Гораздо тише в районе восточных и западных ворот, где меньше туристов.

Для осмотра города рекомендуется выделить отдельный день.

Angkor Thom

Джаяварман VII

конец XII - начало XIII века

буддизм, индуизм

в 1 км на север от Ангкор Вата и в 7 км от Сием Риапа

Booking.com INT Booking.com INT Booking.com INT
www.000webhost.com