Бантей Срей

The plan of Banteay Srei temple

Дословно «Цитадель Женщины». Храмовый комплекс расположенный на территории провинции Сиемреап в Камбодже, посвящен Шиве. Храм Бантей Срей выполнен из красного песчаника, примечателен затейливым и объёмным декоративным орнаментом и фигурками. Строения комплекса небольшие, и это весьма нетипично для архитектуры ангкорского периода. Бантей Срэй, несмотря, на свою удалённость, очень привлекателен для туристов и невероятно красив.

Это один из дальних храмов. Чтобы добраться к нему придётся потратить и деньги, и время. Но, в награду за это, вы сможете своими глазами увидеть и даже потрогать руками храм, аналогов которого на малом круге нет.

Храм выполнен из красного песчаника и во многих статьях его называют, почему-то, розовым. Хотя, его цвет ближе к красно-коричневому. Изумительна резьба храма: тонкая, изящная, как кружево и, при этом, объёмная. Когда представишь, сколько лет простоял храм, не верится, что природа и время не стёрли эту красоту полностью, ведь она кажется лёгкой, как пена.

Храмовый комплекс возведён королевским брахманом Яджнаварахом (Yajnavaraha). Строительство началось в эпоху правления Раджендравармана ( ~ 944 – 968 годы правления), а закончилось при Джаявармане V ( ~ 968 - 1000/1001 годы правления), Известен конкретный год завершения — 967. Обнаружена стела, на которой указано, что Яджнавараха получил славу ученого и филантропа, помогающего пострадавшим от хворей, несправедливостей и нужды.

Изначально храм назвали Трибхуванамахешвара (Tribhuvanamahesvara) — великий властелин тройного мира. Известное нам имя Бантей Срей — цитадель женщины, в другом варианте цитадель красоты — храм, скорее всего, получил за множество великолепных резных барельефов. Ряд учёных высказывают предположение, согласно которому такое название появилось из-за огромного количества Деват (полубогинь) тонко вырезанных на стенах.

Комплекс восстанавливали и расширяли ещё в XI веке, а открыт для современности он был французскими исследователями лишь в 1914 году.

Широкую популярность храм приобрёл в связи с незадачливостью писателя и авантюриста Андре Мальро, который пытался вывезти украденные им же статуи четырех Деват в 1923 году. Он, конечно, был пойман, а каменных красавиц вернули домой. Однако, сам скандал пробудил интерес общественности к храму, его освободили из плена джунглей в следующем году. И восстановили способом анастилоза в 1931—1936 годах.

По совместному камбоджийско-швейцарскому проекту создали систему дренажа в 2000 – 2003 годах, для того чтобы храм не затопило. Храм до сих пор окружён рвом с водой.

Бантей Срей регулярно страдал от воровства и вандализма. В конце двадцатого века было принято решение заменить настоящие изваяния на очень похожие копии, что совершенно не смутило мародеров, они стали похищать копии.

Изваяние Шивы, помещенное в Национальный музей в Пном Пене, также пытались украсть, к счастью для всех, безрезультатно.

С востока храм встречает посетителей великолепной латеритовой гопурой с колоннами из песчаника. На фронтоне изображён Индра на своём трёхглавом слоне, искусно вырезанный, как всё в этом храме. Заходим внутрь и отправляемся по дорожке из кирпича, окружённой резными столбиками. Стоит задержаться у полуразрушенных строений на пути, чтобы полюбоваться чудесной резьбой, на правом можно выделить Вишну в образе льва, а слева Ганешу.

Дорога приводит нас к первой стене с гопурой, где можно разглядеть слонов, льющих воду на богиню Лакшми. Внутри крестообразной гопуры раньше были установлены линги, сейчас от них остались лишь постаменты.

Выйдя из гопуры вы увидите разрушенное изваяние Надин, далее снова придется пройти через гопуру с очередной великолепной резьбой. Откуда вы попадёте во внутренний дворик с двумя изумительными «библиотеками» и святилищем, также состоящим из трёх частей. На западе расположены крестообразные гопуры на выходе с территории храма. Конечно, главное в Бантей Срее — это резьба, перед которой всё остальное становится не таким важным.

В храме Бантей Срей фронтоны относительно большие и имеют остроконечную форму. Целые мифологические сюжеты исполнены на фронтонах. Кроме того, здесь можно увидеть Калу (Kala, в индуистской мифологии олицетворение времени), Дварапал у входа в храм (Dvarapala, вооруженные стражи врат), которые, возможно были украшены золотом и держали в руках драгоценный металл, за что и поплатились, и Деват (Devata, полубогиня), ложные двери и узкие декоративные колонны.

Рекомендуется выехать ранним утром, чтобы успеть раньше толп туристов и прихватить с собой что-то тёплое, в утренние часы может быть прохладно.

Banteay Srey

Яджнаварах, королевский брахман

завершен в 967 году

посвящён Шиве, индуизм

37 километров севернее Сием Рипа

Booking.com INT Booking.com INT Booking.com INT
www.000webhost.com