Барельефы Ангкор Вата

Немаловажную ценность представляют собой барельефы на внешней стороне храма Ангкор Ват, их протяжённость составляет 800 метров. Изображенные на них сцены — иллюстрации из древнего эпоса, известного и по сей день довольно широко. Речь, конечно, о поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата». Над работой трудились десятилетиями живущие в стенах храма монахи.

Когда-то деревянная крыша монастыря защищала барельефы Ангкор Вата от непогоды, но время взяло своё. Осталась только одна балка в западной части северной галереи. Остальные части крыши - дело рук наших современников.

Итак, что же изображают эти рисунки? Начнём осмотр с западной части, двигаясь так, чтобы стена была от нас по левую руку.

Битва при Курукшетре (Battle of Kurukshetra)

Battle of Kurukshetra

Южная часть западной галереи переносит нас на поле битвы из «Махабхарата». Сомкнутые ряды воинов сошлись в смертельном бою. Куаравы с севера,а Пандавы с юга. В первом ряду изображены простые воины, во втором и третьем — полководцы разных чинов на слонах.

Особое внимание следует уделить следующим эпизодам (смотреть слева на право):

Павший в бою военачальник на куче стрел, окружённый своими солдатами и оплакивающими его родителями.

Полководец на слоне, опустивший оружие, показывая, что признаёт поражение.

Ещё один командующий, падающий из колесницы на руки своих подчинённых.

В юго-западном углу есть портик, изображающий героев «Рамаяны».

Армия Сурьявармана II (The Grand Army)

The Grand Army

Переходим в южную галерею. Здесь парад победителей. Армия короля Сурьявармана II. На высоте около 2 метров от пола в ближайшем к нам углу изображён он сам. Он восседает на слоне, с топором (вероятно, у него есть какое-то правильное название) в руках, укрытый пятнадцатью зонтиками и вокруг него слуги с опахалами. В общем, заметный персонаж. За ним военачальники на конях, хорошо вооружённые солдаты, начальники повыше рангом восседают на слонах.

Тут же изображены и тайские наёмники, одетые и вооружённые беспорядочно. Отличить их просто: на кхмерских воинах квадратные нагрудники, в руках копья. На тайцах головные уборы, одежда вроде юбки, а в руках трезубцы.

Прямоугольные отверстия по одной из версий появились, когда удалили «магические элементы» этой картины. А может были сделаны из драгоценных металлов и камней, вряд ли это возможно узнать. Фрагмент этой панели был поврежден доблестной американской артиллерией в 1971 г. 

Суд Ямы, или Рай и Ад (Heaven & Hell)

Heaven & Hell

Двигаемся к востоку. Два верхних ряда слева представляют, идущих на суд к Яме людей. Яма — восемнадцатирукий судья смерти. Ниже мы видим его верных подручных: Дхарму и Ситрагупту. В самом низу дьяволы тащат в ад тех, кого Яма счёл виновными. Правее судьи два сюжета. В одном изображены избранные в красивых домах, имеющие в распоряжении прислуги, детей и прекрасных женщин, в другом — жуткие пытки над грешниками. Простое и понятное назидание.

Пахтание Океана молока (Churning of the Ocean of milk)

Churning of the Ocean of milk

Эти барельефы называют самыми выдающимися во всём Ангкоре. Здесь изображено восемьдесят восемь асур (демоны слева) и девяносто два дэва (боги справа), вспенивающих молочное море, желая получить эликсир бессмертия (или может просто молочный коктейль?). Демоны держат нага за голову, а боги ухватили за хвост. В центре моря змея опоясывает гору Мандалу, которая при перетягивании вертится и взбивает воду, вроде блендера. Внушительная черепаха — никто иной, как бог Вишну, прикинувшийся черепахой, чтобы создать упор для вращения горы. Здесь же мы видим других известных богов: Брахму, Шиву, Ханумана и Лакшми, а над ними вьются и распевают апсары.

По легенде, получив эликсир, демоны и боги передрались, пока они пытались обойти интересы друг друга, наги украли его и в итоге стали покровителями Камбоджи. Такая вот легенда с политическим подтекстом.

Далее идут Слоновьи Ворота, аккуратнее, там нет ступенек, оттуда садились сразу на слонов, которых там сейчас тоже, конечно, нет. Можно полюбоваться террасой и двигаться дальше.

Вишну побеждает демонов (Victory of Vishnu)

Victory of Vishnu

В северной части восточной галереи представлена сцена жаркой битвы между Вишну,оседлавшим гаруду, и несметным количеством данава (демоны). Победитель? Конечно, Вишну!

Победа Кришны над Баной (Victory of Krishna)

Victory of Krishna

В восточной части северной галереи мы можем увидеть Вишну в облике Кришны, опять на гаруде. Он при помощи последнего поджёг город Баны, царя демонов, и тот сдается. В заключительной сцене уже сам Кришна преклоняется перед Шивой и молит дать пощаду Бане. Поди пойми этих древних богов.

Битва богов и демонов (Batlle of Goods & Demons)

Batlle of Goods & Demons

В западной части северной галереи изображена ещё одна баталия между 21 богом пантеона Брахмы с демонами. Боги изображены со своими каноническими атрибутами. Вишну, например, имеет 4 руки и сидит на гаруде, в то время как Шива едет на священном гусе.

Битва за Ланку (остров Цейлон) (Battle of Lanka)

Battle of Lanka

В северной части галереи, где мы начинали осмотр, представлены иллюстрации «Рамаяны». Рама (стоит на Ханумане) с войском обезьян бьётся против Раваны (тот, что с десятью головами), укравшим прекрасную жену Рамы - Ситу. Равана, в свою очередь, правит колесницей, запряженной чудовищами, и командует войском гигантов.

Booking.com INT Booking.com INT Booking.com INT
www.000webhost.com