Неак Пеан

The plan of Neak Pean temple

Джаяварман VII возвёл удивительнейший памятник Ангкора водолечебницу — систему водохранилищ в Неак Пеане. Это сооружение, носившее название Раджьяшри ("радость королевства"), высилось в центре водоёма Джаятатаки. Неак Пеан был популярен среди паломников, на стеле в Преа Кане говорится, что в нём были установлены статуи четырнадцати богов и около тысячи линг. Неак Пеан стал невероятным буддийским храмом посреди барая, которого уже не существует, теперь на его месте бурьян и рисовые поля.

В Неак Пеане было тринадцать басейнов, сейчас пять из них восстановили. Храм, в принятом значении, в конструкции отсутствует, есть лишь прасат, который находится посреди круглого островка.

Латеритовое основание храма выполнено в виде пары свернувшихся нагов, хвосты которых подняты вверх, название, скорее всего, пошло именно от них. Предполагается, что это два короля нагов – Нанду и Упананду. Головы их расположены с восточной стороны, а хвосты на западе. "Неак пеан" переводится как "сплетенные наги".

Сверху на «змеином» основании находится цоколь в форме цветка лотоса, на котором расположен маленький прасат. Ложные двери украшают статуи Авалокитешвары, а фронтоны - сюжеты из жизни Будды. Это святилище бодхисаттвы Авалокитешвары.

На каждом из концов образованного водоёмом креста находится сводчатое строение. Каждое из этих строений символизирует одну из стихий: Воду, Землю, Огонь и Ветер. Вода из главного бассейна текла по замысловатым желобам и исцеляла пришедших издалека больных, омывая их тела.

На конце каждого из желобов изображено что-то своё. У восточного желоба это голова человека, символизирующая земную стихию, на северном слон — ассоциирующийся со стихией воды; у южного лев — знак огня; а у западного конь, как символ воздуха. Центральный прасат, вероятно, означает стихию космоса.

В свои лучшие времена в центральном бассейне были установлены четыре скульптуры, до наших дней дошла лишь одна,восстановленная французскими специалистами, занимавшимися расчисткой Неак Пеана. Эта необычная статуя коня Балаха – одного из образов Локешвары, представляет собой верхнюю часть лошади, на человеческих ногах.

По легенде Авалокитешвара помог несчастным во время кораблекрушения, приняв вид летающего коня. Некоторые предполагают, что эта статуя здесь была призвана спасать от утопления.

Вероятно, при строительстве упор делался на традиционную индуистскую медицину — аюрведу. По аюрведе, соотношение стихий внутри человека влияет на здоровье, их избыток или недостаток приводит к заболеваниям. Окунаясь в воды Неак Пеана, люди выбирали ту стихию, которую считали необходимой для поправки здоровья. Ряд учёных полагает, что Неак Пеан строился как копия Анаватапты — теплого озера в Гималаях, где по преданиям омывались боги и из которого брали начало 4 великие реки Индии. А сам остров с прасатом ассоциировался с кораблём для пересечения "океана Существования".

Сейчас к храму ведёт живописная деревянная дорога через живописное же болотце. Лучшее время для посещения - середина сухого сезона, чтобы была возможность всё разглядеть. В некоторых источниках пишут, что в Неак Пеан сложно добраться, так как он находится в стороне от остальных храмов. Мол, лучше купите место в тур-группе. На самом деле все тукеры знают туда дорогу прекрасно и никаких сложностей у вас возникнуть не должно.

Neak Pean

Джаяварман VII

конец XII века

буддизм

восточнее Преа Кана, посередине высохшего барая

Booking.com INT Booking.com INT Booking.com INT
www.000webhost.com