Прасат Краван

Этот храм, как и Бантей Срей, был построен не правителем, а сановником. Но что удивительно, в оставшихся о строительстве записях нет упоминания даже имени короля. Вероятно, это связано со смутой в кхмерском государстве, ведь уже в 928 году появилась столица в Кох Кер.

Прасат Краван расположен немного в стороне от туристических маршрутов восточнее Ангкор Вата.

Его уникальность – барельефы с изображением Вишну и Лакшми, выполненные на красном кирпиче. В области Ангкора подобного примера больше нигде не наблюдается.

Бога Вишну, которому и посвящен храм, легко узнать по восьми рукам, он находится в главном святилище, а в соседнем прасате барельефы посвящены Лакшми. Эти барельефы выполнены с использованием разных стилей и скорей всего разными мастерами. Примечательно и то, что в храме пять святилищ, это весьма необычно и заставляет исследователей склоняться к мысли о том, что храм строили не просто индуисты, а адепты какой-то вишнуистской секты, со своим взглядом на религию. Обратите внимание и на восемь рук обычно четырёхрукого Вишну. Это тоже говорит об отходе от традиционной веры.

Прасаты храма выстроены в ряд, равномерно понижаясь от центра к краям. Перед храмом можно увидеть две кирпичные платформы, в одной из которых можно увидеть следы в виде отверстий, скорее всего, здесь стоял какой-то павильон из непрочных материалов. С главного, разумеется, восточного входа расположена крестообразная терраса, существует мнение, что здесь стояла входная гопура из дерева и храм был окружён деревянной стеной, однако, ни малейших следов стены и гопуры обнаружить не удалось. К прасатам ведут лестницы, которые всё ещё охраняют повреждённые, но не побеждённые каменные львы. К сожалению, ярусы остались нетронутыми только в центральной башне.

Обратите внимание на резные дверные косяки на входе в святилища, на изумительные притолки с барельефами, они, увы, тоже повреждены и частично незакончены. Но сохранившееся поражает воображение. Вход в центральное святилище охраняют вырезанные на стенах воины.

Стоит внимательно рассмотреть внутреннее убранство святилищ: в центральном находится огромный лингам, а в потолке сохранились каменные крюки. Стены украшены барельефами из жизни Вишну. То самое, восьмирукое изображение прямо напротив входа. Восьмирукий Вишну в окружении 88 молящихся, составляющих 6 рядов. Выше находится ещё 9 фигур, которые, предположительно, могут означать планеты. Но что означает огромный крокодил над всем этим — не ясно. Иногда он изображается рядом с Шивой, но рядом с Вишну... Это ещё одна неразгаданная загадка, возможно, связанная с тем ответвлением религии, к которой относились строители храма.

Среди 88-ми поклоняющихся фигурок можно разглядеть: семь женщин в длинных платьях, у двух головы коня, при этом одна из них женщина, одна фигурка вскинула руки над головой, тогда как все остальные держат их у груди.

Ранее анонсированная Лакшми находится в северном прасате. Она держит атрибуты Вишну и Шивы. Примечательно, что на стене слева у неё 4 руки, а на стене, противоположной входу, только две.

Прасат Краван восстановлен методом анастилоза в начале XX века. Замененные фрагменты отмечены маркировкой «СА». Южнее Пном Пеня можно найти храм-близнец Прасат Ниан Кмау (Prasat Neang Khmau), с тем только отличием, что вместо барельефов применена живопись.

Лучшее время для посещения — полдень: солнце в зените проникает в храм сверху, освещая барельефы. Без солнца тут довольно темно.

Prasat Kravan

Ан Шри Махиндраварман, сановник-вишнуист при правлении Харшавармана I

в 900-921 годы

посвящён Вишну, индуизм

восточнее Ангкор Вата

Booking.com INT Booking.com INT Booking.com INT
www.000webhost.com